?

Log in

No account? Create an account
Илья Репин. Торжественное заседание Государственного совета (4) - Виктор [entries|archive|friends|userinfo]
Виктор

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Илья Репин. Торжественное заседание Государственного совета (4) [Apr. 16th, 2019|02:35 pm]
Виктор
[Tags|, , ]

Продолжу рассказ о выставке Репина.



Выставку, по моему мнению, условно можно разбить на 4 части - 1. портреты, 2. хрестоматийные картины 3. картина "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года" и 4.картина "Прием волостных старшин императором Александром III".
Я выделил эти две работы в отдельные части потому что на мой вкус это безусловные два хита выставки.

В этом посте расскажу про один из хитов - картине, полное название которой "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения"


Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения, 1903


Это колоссальная по размерам картина — 400 х 877. Т.е. 4 метра в высоту и почти 9 метров в ширину. Представили? На фото и в репродукциях этого восхищения ее размерами не ощущается. Но когда стоишь рядом то впечатление совершенно необыкновенное Илья Репин работал над картиной с помощниками около 3-х лет.
А начиналось все так.
В апреле 1901 года по поручению одного из министров императорского двора вице-президент Академии художеств граф Иван Толстой обратился к Репину с предложением написать торжественное заседание Государственного совета в день его столетнего юбилея. Заседание назначено было на 7 мая 1901 года. Конечно, создать подобное полотно по заказу царя было весьма престижно. Но, с другой стороны, Репину фактически предложили сделать скучный официоз, на который предстояло затратить много сил и времени. Ну какой сюжет, какая динамика могли быть в картине, на которой много мужчин (пусть даже в парадных костюмах) сидят на стульях и слушают другого человека (пусть даже он царь)?

Тем не менее Илья Ефимович согласился, но выдвинул условие: каждый из присутствующих на заседании сановников должен будет попозировать ему отдельно — в той позе, в которой он попросит. На подмогу он взял учеников — Ивана Куликова и Бориса Кустодиева.
По условиям договора, композицию полотна требовалось согласовать с заказчиком. Но когда мастер представил заказчикам эскиз композиции холста то придворные возмутились: на картине был нарушен протокол церемонии. Прямо во время речи императора помощник статс-секретаря барон Дистерло что-то шепчет на ухо академику Семенову Тянь-Шанскому, князь Лыщинский-Троекуров вообще гуляет по залу, генерал от инфантерии Игнатьев отвернулся, а сенатор Иващенков сидит спиной к царю. Да и остальные ведут себя крайне вольно. Т.е. мастер отошел от канонов протокола и не стал изображать унылую казенщину, а постарался оживить полотно динамикой и живыми эмоциями. По-видимому, император Николай II это понял и эскиз одобрил.

Итак, на картине изображён император Николай II, сидящий под своим портретом и только что закончивший чтение юбилейной грамоты по случаю 100-летия учреждения императором Александром I Непременного совета — предшественника Государственного Совета. Члены Госсовета живо обмениваются мнениями , а секретари разносят членам совета юбилейные медали


За сто лет до заседания, изображенного на картине, император Александр I учредил Непременный совет. Он состоял из двенадцати представителей титулованной знати. Данный орган мог опротестовывать действия и указы самого царя — это был первый шаг к конституционной монархии.
В самом начале своего существования совет подготовил несколько важных реформ, в том числе разработал указ о знаменитый вольных хлебопашцах, по которому помещики получили право освобождать крепостных крестьян поодиночке и селениями с выдачей земельного участка.
В 1810 году этот орган был преобразован в Государственный совет. Со свертыванием реформ госсекретаря Михаила Сперанского он утратил все признаки независимого института власти — все его члены назначались государем лично, но при этом ими могли стать любые лица, независимо от сословия, чина, возраста и образования.
«Наше внутреннее дело то толстело, то дурнело, заикалось и плевалось, наконец в долги ввязалось, и не дай Бог если скоро горе мыкать будем снова», — распевали острословы в начале ХХ века. В стишке обыгрываются фамилии членов Госсовета: Дмитрий Андреевич Толстой, Иван Николаевич Дурново, Иван Логгинович Горемыкин, Вячеслав Константинович фон Плеве.
Среди чиновников, изображенных на полотне Репина, мы находим и Дурново, который на тот момент был председателем комитета министров, и Плеве в должности статс-секретаря Великого княжества Финляндского и Горемыкина.


Полотно было создано для Мариинского дворца, где проходили собрания Государственного совета Российской империи. Представлено публике оно было 4 января 1904 года.


Заседание Государственного Совета в 1908 году. На стене висит огромное полотно Репина


После упразднения Государственного совета в 1917 году картина была передана в Музей революции, а в 1938 году в Русский музей, где сегодня и экспонируется.




Иван Николаевич Дурново́ (1834 — 1903) — министр внутренних дел (1889—1895), председатель Комитета министров (1895—1903).



Алексеей Павлович Игнатьев (1842—1906) — граф, иркутский а затем киевский генерал-губернатор. 9 декабря 1906 года в Твери в перерыве губернского собрания был застрелен шестью выстрелами из револьвера эсером С. Н. Ильинским.
Отец Алексея Алексеевича Игнатьева — русского и советского военного деятеля, дипломата, советника руководителя НКИД, писателя, генерал-лейтенанта СССР. Автора широко знаменитых мемуаров «Пятьдесят лет в строю».


Герцог Александр Константин Фридрих (Принц Алексаандр Петрович) Ольденбургский (1844 — 1932) — русский генерал от инфантерии, генерал-адъютант, сенатор. По линии отца — правнук императора Павла I. Одной из главнейших его заслуг считается открытие Института Экспериментальной Медицины в Петербурге. Также он основал первый на Кавказском побережье Гагрский климатический курорт.


Анатолий Павлович Иващенков (1842 — 1906) — русский государственный деятель, действительный тайный советник.


Великий князь Владимир Александрович (1847 — 1909) — третий сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны; сенатор ; генерал-адъютант, генерал от инфантерии , младший брат Александра III.
С 1884 г. по 1905 г. занимал пост главнокомандующего войсками гвардии и Санкт-Петербургского военного округа. В ночь с 8 на 9 января 1905 года, ввиду ожидаемых провокаций, Владимир Александрович отдал распоряжение своему подчинённому, командиру 1-го гвардейского корпуса князю С. И. Васильчикову, применить военную силу для недопущения шествия рабочих и жителей Санкт-Петербурга к Зимнему дворцу под руководством священника Георгия Гапона с петицией о своих нуждах к царю. В связи с ролью Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» художники Валентин Серов и Василий Поленов вышли из состава Академии художеств, президентом которой был Владимир Александрович.


Великий князь Михаил Николаевич (1832 — 1909) — четвёртый и последний сын императора Николая I и его супруги Александры Фёдоровны; военачальник и государственный деятель; генерал-фельдмаршал , генерал-фельдцейхмейстер. Председатель Государственного совета.


Граф Андрей Александрович Бобринский (1859 — 1930) — действительный статский советник в звании камергера. Автор романсов и духовно-музыкальных сочинений для хора.


Граф Владимир Николавич Ламздорф (1844 — 1907) — министр иностранных дел Российской империи в 1900—1906 годах.


Князь Михаил Сергеевич Волконский (1832 — 1909) — тайный советник, сенатор и обер-гофмейстер. Сын декабриста Сергея Григорьевича Волконского и Марии Раевской. Согласно именному указу Александра II Волконскому был возвращён княжеский титул, принадлежавший его отцу до осуждения по делу декабристов.


Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский (до мая 1906 года — Семёнов; 1827 — 1914) — русский географ, ботаник, статистик, экономист, государственный и общественный деятель. Вице-председатель Императорского Русского географического общества) и президент Русского энтомологического общества, Почётный член: Императорской Академии наук и Академии художеств . Член Русского горного общества. Действительный член всех Российских университетов.


Константин Петрович Победоносцев (1827 — 1907) — русский правовед, государственный деятель консервативных взглядов, писатель, переводчик, историк церкви, профессор; действительный тайный советник. Главный идеолог контрреформ Александра III. В 1880—1905 годах занимал пост обер-прокурора Святейшего синода.
Преподавал законоведение наследникам престола — Николаю Александровичу (старший сын императора Александра II), будущим императорам Александру III и Николаю II, у которых пользовался большим уважением. Наряду с Михаилом Катковым считается «серым кардиналом» правительства Александра III[


Граф Сергей Юльевич Витте (1849 — 1915) — русский государственный деятель, министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892—1903), председатель Комитета министров (1903—06), председатель Совета министров (1905—06). Добился введения в России «золотого стандарта» (1897), способствовал притоку в Россию капиталов из-за рубежа, поощрял инвестиции в железнодорожное строительство (в том числе Великий Сибирский путь). Деятельность Витте привела к резкому ускорению темпов промышленного роста в Российской империи. Противник начала войны с Японией и главный переговорщик со стороны России при заключении Портсмутского мира. Фактический автор манифеста 17 октября 1905 года, который предполагал начало трансформации России в конституционную монархию. Действительный тайный советник (с 1899 года) Автор многотомных мемуаров. Основательница Теософского общества Елена Блаватская приходилась С. Ю. Витте двоюродной сестрой.


Иван Ло́ггинович Горемыкин (1839 — 1917) — министр внутренних дел (1895—1899), сенатор (с 1894), председатель Совета министров Российской империи (1906 и 1914—1916).
Николай Николаевич Герард (1838 — 1929) —сенатор (1876), действительный тайный советник (1896).

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: evgeniy_efremov
2019-04-16 01:49 pm (UTC)

Ж
аль, моё описание не пригодилось.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stroganov
2019-04-16 02:13 pm (UTC)
Спасибо, прочитал, интересно. Не использовал потому что не вписывалось в мою концепцию рассказа. Но спасибо за материал.
Извините если обидел )
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: evgeniy_efremov
2019-04-16 02:20 pm (UTC)

А
сколько в жизни получается? Знаю, мало. Почти спокоен и по этому поводу.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pascendi
2019-04-16 03:47 pm (UTC)
Есть основания полагать, что Победоносцев был одним из прототипов Каренина (не в смысле судьбы, а в смысле внешности и пластики).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stroganov
2019-04-16 04:20 pm (UTC)
Согласен. В старой Анне Карениной с Самойловой похоже что образ Каренина актер Гриценко списывал с Победоносцева.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: warsh
2019-04-17 02:05 pm (UTC)
А где Плеве?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stroganov
2019-04-17 03:58 pm (UTC)
Плеве на картине стоит перед государем императором. Портрета нет т.к. нарисован со спины )
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: warsh
2019-04-17 04:02 pm (UTC)
За что позднее был наказан Созоновым.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stroganov
2019-04-18 04:33 am (UTC)
За то что стоит спиной к зрителю картины?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dina2304
2019-04-17 03:27 pm (UTC)
С потомком Горемыкина была когда-то знакома.
Мне понравилось, что на выставке полотно можно обозревать и снизу, сидя на скамейки, и сверху, поднявшись на антресоль. Впечатление с этих точек разнится.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stroganov
2019-04-17 03:53 pm (UTC)
Да, его очень грамотно повесили. Я тоже ходил, рассматривал с разных точек и с балкона тоже.
(Reply) (Parent) (Thread)