?

Log in

No account? Create an account
Илья Репин. Женские портреты. (2) - Виктор — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Виктор

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Илья Репин. Женские портреты. (2) [Apr. 8th, 2019|11:22 am]
Виктор
[Tags|, , , ]

Продолжу рассказ о ретроспективной выставке Ильи Репина в Новой Третьяковке. В предыдущем посте я написал о портретах членов семьи художника и его автопортретах (https://stroganov.livejournal.com/245239.html#comments).


Украинка, 1875


Сегодня это будет рассказ о женских портретах мастера.





Александра Даниловна Третьякова (1812-1899), урожденная Борисова, была матерью П.М.Третьякова. Пережила своего знаменитого сына. На портрете ей 66 лет.



Девушка на картине — Софья Алексеевна Шевцова — старшая сестра жены художника. Однажды Софья позировала Репину в бальном туалете, но в какой-то момент мастер и модель разругались. А поскольку Репин был человеком эмоциональным, легко воспламеняющимся, он её превратил в монахиню, хотя никогда она в монастыре не была, никогда в монашки не собиралась. Наверное, он хотел ей что-то таким образом показать. Что это? Маленькая шалость художника, или быть может, маленькая месть?

.
Татьяна Анатольевна Мамонтова (1864 — 1920), дочь А.И.Мамонтова, издателя, владельца типографии и книжного магазина в Москве, племянница С.И.Мамонтова. Замужем за филологом Г.А.Рачинским (с 1889). Занималась попечительской и благотворительной деятельностью. Репин создал ее портрет в один сеанс


Софья Осиповна Ментер (1846 — 1918) — немецкая пианистка, композитор, музыкальный педагог, профессор Петербургской консерватории (1883—1887). Виртуоз, одна из крупнейших пианисток второй половины XIX века. Любимая ученица Ф. Листа.В 1884 году П. И. Чайковский посвятил ей партитуру «Концертной фантазии» для фортепиано с оркестром.


Поликсена Степановна Стасова (урожд. Кузнецова) (1839—1918) — общественная деятельница, автор воспоминаний о женском общественном движении. В 1860-е годы была вовлечена в женское общественное движение, участник кружков в которых собирались активистки борьбы за права женщин в России. Участвовала в деятельности Общества доставления дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга, в устройстве светских воскресных школ, в работе по организации высшего образования для женщин.В 1863 году вошла в число 36 учредительниц Женской издательской артели, целью которой ставилось дать заработок женщинам интеллигентного труда.В 1895 году стала председательницей общества "Детская помощь". Под её непосредственным руководством обществом были устроены в Санкт-Петербурге Приют-ясли и Убежище для бесприютных детей. Многие дети в этих заведениях содержались на её личные средства.



Княгиня Мария Клавдиевна (урожд. Пятковская, по отчиму — Мария Морицовна фон Дезен; в первом браке — Николаева) (1858—1928) -русская дворянка, общественная деятельница, художница-эмальер, педагог, меценатка и коллекционер. Основательница художественной студии в Петербурге, рисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске, ремесленного училища в Бежице, а также художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино.
Тенишевой не нравились ее портреты, написанные Репиным. "До смерти надоело мне позировать Репину. Писал он и рисовал меня чуть ли не шесть или семь раз, мучил без конца, а портреты выходили один хуже другого, и каждый раз из-за них у меня бывали неприятности с мужем: он их просто видеть не мог. Кроме того, наскучили мне репинские неискренность и льстивость, наскучила эта манера как-то хитренько подмазаться к заказу, причем он вначале всегда делал вид, что ему только вас и хочется написать: "Вот так... Как хорошо... Какая красивая поза..." Потом я сделалась "богиней", "Юноной", а там, глядишь, приходится платить тысячи и тысячи, а с "богини" написан не образ, а грубая карикатура",-писала она в воспоминаниях.



Людмила Ивановна Шестакова (1816-1906) - младшая сестра М.И.Глинки. Разница в возрасте между ними была 12 лет (она девятый ребенок в семье). Их сблизила общая беда - неудачная семейная жизнь. Глинка расстался с женой, Людмила Ивановна мужа не любила. До конца не порывая с ним, стала жить отдельно. Добродетельная мать она испытала тяжелую горечь потери детей. В один год умерли оба её сына, позднее от дифтерита погибла любимая дочь Оля. И она свою жизнь посвятила пропаганде творчества брата. С целеустремленностью и верой в своё дело она занималась увековечением памяти брата так, что ее имя осталось в истории русской музыкальной культуры.


Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильденбанд (урожд. Лутковская, в первом браке — Глинка-Маврина) (1850 — 1928) — русская общественная деятельница, писательница, переводчик и издатель, сестра милосердия, благотворительница. В январе 1874 года в Ницце вышла замуж за действительного тайного советника барона К. П. Икскуля фон Гильденбанда (1818—1893), русского посла в Риме. В своём доме на набережной Екатерининского канала открыла литературно-художественный салон. В салоне бывали крупные сановники, а также представители науки, литературы и искусства, в том числе В. С. Соловьёв, А. М. Горький, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, М. В. Нестеров, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, В. В. Стасов, Л. Н. Толстой и другие. Портреты многих посетителей салона были исполнены И. Е. Репиным, который написал и портрет хозяйки («Дама в красном платье», 1889). Портрет, вероятно, послужил причиной тому, что при дворе Варвара Ивановна получила прозвище "Красная баронесса". Придерживалась либеральных взглядов и, пользуясь близостью ко российскому императорскому двору, принимала активное участие в судьбах многих современников. В частности, трижды вызволяла А. М. Горького из тюрьмы. Сыграла большую роль в создании в Санкт-Петербурге в 1895 году первого в Европе Санкт-Петербургского женского медицинского института, учредила несколько стипендий своего имени.За работу на передовой в 1916 году получила Георгиевский крест. В те же годы была членом Дамского лазаретного комитета и председательницей Общества для усиления средств женского медицинского института и Высших женских курсов.После Октябрьской революции, в 1918 году, несколько недель провела в тюрьме в качестве заложницы. Осенью 1920 года при содействии А.М.Горького поселилась в Доме искусств на Невском пр., 15. Пыталась подрабатывать переводами. Обращалась к властям за разрешением выехать за границу, но получила отказ. Зимой 1920 года нелегально, с помощью проводника-контрабандиста, перешла границу с Финляндией по льду Финского залива. С 1922 года жила в Париже с сыном Григорием.




Портрет Софьи Михайловны Драгомировой (1871–1953), в замужестве Лукомской. Портрет написан в мастерской И. Е. Репина в Петербурге. Софья Михайловна позировала, когда ей было 18 лет. Известно, что в то время, когда Репин писал ее, в мастерскую пришел его ученик, В. А. Серов, и тоже изъявил желание написать Софью. На картинах обоих известных художников 1889 года дочь генерала Драгомирова изображена в одном и том же малороссийском народном наряде. Серов уехал в Москву, немного не закончив портрет. Репин, передавая его работу Драгомировой, чтобы придать законченный вид, "сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица". Это вмешательство возмутило Серова и он направил учителю резкое письмо на некоторое время омрачившее их отношения. В доме Драгомировых оба портрета висели рядом.
Отец Софьи Михайловны, Драгомиров Михаил Иванович – герой русско-турецкой войны, Киевский, Подольский и Волынский генерал-губернатор, командующий войсками Киевского военного округа, военный писатель, историк и теоретик-его «Учебник тактики» служил настольной книгой для нескольких поколений военачальников России.
С портрета Репина юная красавица смотрит на нас с грустью. Соня тяжело переживала смерть брата Вани, застрелившегося из-за несчастной любви к дворянке Александре Довмонтович, превратившейся со временем в неистовую Валькирию революции Александру Коллонтай. В дальнейшем Соня вышла замуж за Александра Сергеевича Лукомского (1868 —1939), старшего адъютанта штаба Киевского военного округа. В годы гражданской войны генерал Лукомский был помощником главнокомандующего Вооруженными силами Юга России Деникина, начальником Военно-морского управления, а затем главой правительства при главнокомандующем. Вместе с семьей бежал на шхуне "Ольга" в Константинополь, где был назначен представителем правительства Врангеля при Союзном верховном командовании. Семья Лукомских жила в резиденции российского посла в Константинополе, куда за помощью обращались многие беженцы. Софья Лукомская вместе со священником посольской церкви Анастасием организовала помощь больным, одиноким, престарелым. "Часто за гробом одинокого беженца шли только отец Анастасий и Софья Михайловна", — вспоминает ее дочь. Перебравшись в Ниццу, генерал Лукомский выполнял поручения великого князя Николая Николаевича и считался его советником. Энергичная Софья Михайловна, продав кое-что из драгоценностей, арендовала большую виллу в ближайших окрестностях и открыла пансион. Вскоре семья перебралась в Словению, затем в Белград, а в 1923 году — в США. В июне 1925 года Лукомский забрал из Нью-Йорка Софью Михайловну и увез в Париж, ко двору великого князя. Через год туда же вызвали и дочь Софью Александровну.Софья Михайловна открыла мастерскую по вязанию модных свитеров, которые продавала богатым американским туристам. Их дочь работала на американскую компанию вместе с внучкой Льва Толстого Татьяной Сухотиной. Немецкую оккупацию Лукомские пережили в особняке ближнего пригорода Нейи. Генерал Лукомский до нее не дожил — он скончался в феврале 1939 года. После Второй Мировой войны Софья Михайловна переехала с дочерью Софьей Александровной в США. Похоронена на кладбище при Успенском женском монастыре в Ново-Дивееве (штат Нью-Йорк).


Полина Антипьевна Стрепетова (1850 — 1903) — российская театральная актриса.
Талант Стрепетовой как трагедийной актрисы проявился в период работы её в Казани (1871).
В 1876 году Полина Стрепетова впервые выступила на сцене Александринского театра. С 1881 по 1890 в Александринском театре Полина сыграла свыше 30 ролей. Её талант ценили И. С. Тургенев, В. И. Немирович-Данченко, П. И. Чайковский. Портреты Стрепетовой писали И. Е. Репин, В. М. Васнецов, Н. А. Ярошенко. В 1895—1896 играла в Малом (Суворинском) театре и писала воспоминания.Пелагея Антипьевна умерла от рака в 1903 году



Елизавета Николаевна Званцева (1864 — 1921) — художница, ученица И. Е. Репина.
И не просто ученица. Репин не на шутку увлекся молодой художницей. Их роман начался в 1888 году, когда по рекомендации художника Матэ у Репина появилась новая ученицв Лиза Званцева.
Сохранилась пачка писем (74 письма), написанных Репиным Званцевой в период с осени 1888-го по осень 1903 года. Репин буквально потерял голову. Он осыпал Елизавету любовными письмами и почти сходил с ума, как ему самому казалось: "Как я Вас люблю! Боже мой, Боже, я никогда не воображал, что чувство мое к Вам вырастет до такой страсти. Я начинаю бояться за себя... Право, еще никогда в моей жизни, никогда никого я не любил так непозволительно, с таким самозабвением..." Обстановка с семье Репина накалилась. Однажды терпение у Веры иссякло, и она потребовала разорвать мучительные отношения - либо он останется с ней, либо с бесконечными возлюбленными. Репин выбрал свободу, и супруги разъехались. А Елизавета Званцева пребывала в растерянности. С одной стороны, было, конечно, лестно чувствовать любовь к себе маститого мастера. Но, с другой стороны, ее пугала его страсть и главное – возраст. Она была почти сверстницей его детей. В итоге Званцева вынуждена была сменить учителя: от Репина она перешла в мастерскую Чистякова. Но это мало что изменило. Репин ищет встреч со Званцевой, ходит на выставки и концерты, чтобы только увидеть свою любовь.Три года он добивался взаимности Званцевой и все безуспешно. И пылающее его сердце постепенно охладело. В августе 1893 года Репин послал ей одно из последних к ней писем:
«Если бы Вы знали, Елизавета Николаевна, как я, две недели назад, размечтался здесь о Вас! До тоски, до болезненности. Хотелось уже писать Вам – приезжайте, приезжайте ко мне сюда, не могу жить без Вас. Но, слава Богу, удержался».
А портрет Званцевой, это один из лучших женских портретов в творчестве Репина. Стасов пришел в восторг от портрета Званцевой и Репин сообщает «модели»: «…Стасов говорит, что это лучшее, что я до сих пор сделал. И какая красивая! Ах, какая славная, красивая, глаза с поволокой»
После Октября Званцева уехала в Нижний Новгород. Искусство забросила. Работала в детском доме. Замуж так и не вышла. Осталась одинокой. Умерла в 1922 году от сердечного приступа. Репин пережил ее на 8 лет. Илья Ефимович всю жизнь любовался на портрет Званцевой. Он висел в «Пенатах», в столовой.





Элеонора Дузе(1858-1924)- итальянская актриса.
В 1891 году Дузе приезжала на гастроли в Россию, где ее успех был поистине триумфальным. Репин, неоднократно видевший спектакли с участием Дузе, восторгался игрой и обликом актрисы, ее умом и характером. Приступая к работе, Репин предполагал написать живописный портрет. Но затем остановился на технике "черного и белого"


Александра Николаевна Молас (урожд. Пургольд) (1845 — 1929) - камерная певица (меццо-сопрано) и педагог. Сестра Н. Н. Римской-Корсаковой. Принимала активное участие в деятельности Балакиревского кружка («Могучей Кучки»), была известна как хозяйка музыкального салона


Луиза Мерси д’Аржанто (1837 — 1890) -бельгийская пианистка, пропагандистка русской музыки, организатор концертов русских музыкантов в Бельгии.
Мерси д’Аржанто была близким другом Цезаря Кюи. Композитор часто гостил в замке Аржанто недалеко от Льежа и посвятил подруге оперу «Флибустьер». Мерси д’Аржанто написала первую монографию о творчестве Кюи. В конце 1889 года у графини обострилась серьезная болезнь. Вид графини, бессильно лежащей на диване, тень смерти на смиренном лице этой когда-то деятельной женщины произвели неизгладимое впечатление на Репина. По заказу Кюи он написал портрет Мерси д’Аржанто в течение шести-семи сеансов, последний из которых состоялся за одиннадцать дней до ее кончины.


Александра Павловна Боткина (1867—1959)- дочь основателя Третьяковской галереи П.М.Третьякова, жена С.С.Боткина, профессора Военно-медицинской академии. Состояла членом Попечительского совета Третьяковской галереи.


Мария Фёдоровна Андреева (урожд. Юрковская, в первом браке Желябужская) ( 1868—1953) — русская актриса, общественный и политический деятель, гражданская жена Максима Горького (с 1904 по 1921 год). Дружеские отношения между Андреевой и Горьким сохранялись до конца жизни писателя.
В МХТ Мария дебютировала в качестве партнёрши К. С. Станиславского и провела семь самых плодотворных сезонов с 1898 по 1905 год. Увлечение Горьким прервало сценическую карьеру актрисы, и следующие семь лет Андреева провела вместе с Горьким за границей. Возвратившись в начале 1913 года в предреволюционную Россию, актриса пыталась вернуться на сцену, однако закрепиться в труппе МХТ и вновь обрести былой успех у публики не смогла.
Общественно-политическая деятельность Андреевой началась в 1899 году, в 1904 году стала членом РСДРП. Обладая деловыми и коммерческими качествами, Мария Фёдоровна как финансовый агент партии большевиков достигла больших успехов в сборе средств для революционной деятельности, за что Ленин дал ей партийный псевдоним «товарищ Феномен». После Октябрьской революции Мария Андреева занимала руководящие посты в театрально-художественном мире, была инициатором создания Большого драматического театра в Петрограде, где и завершила артистическую карьеру. Заключительным этапом многогранной деятельности Марии Андреевой стал московский Дом учёных, который она возглавляла в течение 18 лет.
Портрет Андреевой Репин написал в Куоккале во время приезда туда Горького вместе с Андреевой. Горький приехал читать Репину драму ""Дети солнца".


Татьяна Львовна Сухотина-Толстая (1864 — 1950) — русская писательница, автор мемуаров. Старшая дочь Л. Н. Толстого.


Ничего о ней найти не удалось.


Это одна из поздних работ художника. Образ своей бывшей талантливой ученицы Репин написал в 1916 году в Пенатах, когда Вера Васильевна приехала с фронта. Она была медицинской сестрой. Корней Чуковский вспоминал о ней: «… то была стройная высокая красивая женщина с порывистыми движениями и усталым одухотворенным лицом…». С Репиным Веревкину связывала большая человеческая дружба, он восхищался талантливостью своей ученицы. В свою очередь Вера Васильевна вспоминала об истории создания этого портрета: « В день рождения Репина мы сидели в ромбическом «фонаре». Он писал мой портрет на фоне начинающего увядать сада».


Француженка учительница Алиса Ривуар была последней возлюбленной 72-летнего мастера. Портрет был показан на выставке в 1917 году а потом попал в частную коллекцию в Финляндии.


Продолжение следует ...
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: pascendi
2019-04-06 07:42 pm (UTC)
Вот здесь утверждают, что К.Б. Болеславова была внебрачной дочерью Репина.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stroganov
2019-04-06 07:58 pm (UTC)
Ну раз написано... )
Вполне может быть.
Илья Ефимович до старости был любвеобилен.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dina2304
2019-04-08 05:25 am (UTC)
Какие деятельные были женщины. Воспоминания Тенишевой моя любимая книга:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stroganov
2019-04-08 06:49 am (UTC)
Я тоже ее с удовольствием читал. И в Талашкино побывал )
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: galik_123
2019-08-08 06:25 pm (UTC)
Женские портреты Репина восхитительны, и портрет Тенишевой прекрасный, хоть ей и не нравился.
Но она была очень требовательной женщиной)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stroganov
2019-08-09 09:17 am (UTC)
Это да. Я был в Талашкино. И Почитал про нее много.
(Reply) (Parent) (Thread)