?

Log in

No account? Create an account
Илья Репин. Выставка, которую надо посетить. (1) - Виктор — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Виктор

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Илья Репин. Выставка, которую надо посетить. (1) [Apr. 5th, 2019|05:21 pm]
Виктор
[Tags|, , , ]

Иногда приходится слышать от некоторых наших граждан, что мол Репин "навяз в зубах", что надоел бесконечным репродуцированием его картин в журналах, газетах, календарях, на конфетных коробках и т.п. Так вот что я скажу этим гражданам после посещения ретроспективной выставки Репина в Третьяковской галерее на Крымском Валу (т.н. Новой Третьяковке)- обязательно идите и смотрите Репина живьем.


Автопортрет, 1878
Здесь художнику 34 года.


Такой огромной выставки его работ еще никогда не было. Представлено около 300 картин из 21 российского музея, семи зарубежных (собрания Финляндии, Чехии, Беларуси) и семи частных коллекций. Ретроспектива позволяет увидеть разного Репина - пишет картины в разных жанрах и по множеству тем, владеет разными живописными техниками и стилями. Увидите, что Репин выдающийся мастер портрета. И если ранее я считал его ученика Валентина Серова первым номером среди художников портретистов, то теперь думаю и его учитель Репин разделяет с ним эту позицию, а возможно и занимает первую.
Репин выдающийся мастер огромных многофигурных полотен. Каждую такую картину можно и нужно долго рассматривать, всматриваться в лица, изучать судьбы людей изображенных и историю. Многие такие его работы это по сути многофигурные портреты знаковых людей его времени. Но Репин никогда не писал портреты тех кого не хотел писать. И в переломный момент нашей истории, я имею ввиду 1917 год, он не писал портретов вождей революции.

Репин прожил долгую жизнь — его молодость прошла под знаком реформ 1860-х , он застал революцию 1905-го, Первую мировую войну, Февральскую и Октябрьскую революции, а умер в 1930-м в возрасте 86 лет. Большевистскую власть он не принял, остался в жить в Пенатах, которые после революции оказались на территории Финляндии. В 1923–1927 годах Репину не раз предлагают вернуться в СССР. В 1924–1925 гг. в Москве и Ленинграде даже проходят его персональные выставки. Но в 1927-м он публикует в берлинской газете открытое письмо, в котором отказывается возвращаться в Советский Союз.

В одном посте невозможно описать всю выставку. Поэтому разобью рассказ на несколько постов и буду их выкладывать постепенно. Сегодня первая тема :




Татьяна Степановна Бочарова (ум. 1880), мать художника, «солдатская жена», одна растила и воспитывала детей. Мужественно боролась с нуждой, шила на заказ шубы. Бралась за любую, самую дешёвую грязную работу, чтобы дать образование детям. Она высоко ценила знания, разбиралась в живописи, в поэзии. Мать Репина была художественно одарена, на пасху подрабатывала, расписывая яйца. Несмотря на нужду, она изыскала возможность отдать Илью на обучение к иконописцу Н. Бунакову, а затем отправить его в Петербург для поступления в рисовальную школу.


Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был военным поселенцем, занимался торговлей.




Из собрания пражской Национальной галереи. Автопортрет был написан по заказу Игоря Грабаря, тогдашнего директора Третьяковской галереи, однако по неизвестным причинам не был куплен Третьяковкой и впоследствии оказался в Чехословакии. Один из ключевых шедевров позднего периода творчества Репина последний раз выставлялся в 1950-е годы.


Последний автопортрет Репина. Невзгоды послереволюционных лет, неустроенность быта и оторванность от родных нагоняли тяжелые мысли.


Первой любовью Ильи Репина была юная Верочка Шевцова, дочь преподавателя рисования и черчения императорской Петергофской гранильной фабрики Алексея Ивановича Шевцова, которая уже с девяти лет терпеливо позировала начинающему художнику.




В 1872 году Вере исполнилось 16 лет и она вышла за художника замуж. Вера Алексеевна целиком и полностью разделяла интересы мужа, она не была чужда искусству и даже до замужества училась рисованию. Она была музой художника, часто позировала ему для его живописных работ. Репин писал жену самозабвенно. А она рожала ему детей, одного за другим (четверо детей-Вера, Надежда, Татьяна и сын Юрий).По мере роста своей популярности Илья Ефимович все больше отдалялся от своей жены. До жены все чаще доходили слухи о его увлечениях другими женщинами, а она в это время уставала от домашних забот и постепенно стала превращаться из милой хозяйки блестящего художественного салона в блеклую тень художника. А находящийся на пике популярности художник блистал и вовсю флиртовал с дамами. И не только флиртовал. В 1887 году Репин развелся с женой Верой Алексеевной Шевцовой. В 1919 году ее не стало.


Вторая (невенчанная) жена Ильи Репина. Наталья Борисовна Нордман-Северова (1863-1914) была дочерью адмирала. Ее отец имел шведские корни и даже крестил Наташу по лютеранскому обряду. Ее крестным отцом стал сам Александр II. Наталья с молодости прониклась идеями социального равенства и женской эмансипации. Она получила прекрасное домашнее образование, знала 6 языков, занималась музыкой, лепкой, рисованием. В возрасте двадцати лет, она отправилась на год в США, где работала на ферме. После возвращения из Америки играла на любительской сцене в Москве. Жила у своей близкой подруги княгини М.К.Тенишевой. Там она погрузилась «в атмосферу живописи и музыки», увлеклась «балетными танцами, Италией, фотографией, драматическим искусством, психофизиологией и политической экономией. С Репиным встретилась когда пришла в мастерскую художника, сопровождая Тенишеву, портрет которой писал Илья Ефимович. А потом, в 1898 году, Нордман поехала провожать его до Одессы, когда Репин отправился в Палестину. Вскоре оказалось, что Наталья Борисовна ждёт от него ребёнка. Прожив всего два месяца, девочка умерла. Так началась совместная жизнь Репина с Натальей и продлилась она 15 лет.
Друзья Репина, его ученики, литераторы и искусствоведы с удивлением замечали, насколько изменилась жизнь художника с появлением Натали. Многие считали ее невоспитанной и слишком экзальтированной. Критик Стасов, давний друг Репина, не церемонясь сказал о ней - "Вот-то чудеса: уж подлинно ни рожи, ни кожи – ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке".
Непривлекательная, небогатая, но умная и активная, она обладала редким свойством внезапно превратиться в очаровательную женщину. В первый же год знакомства влюблённые вместе поселились в дачном посёлке Куоккала, а вскоре перебрались в купленное Репиным на имя Натальи Борисовны имение “Пенаты”. Здесь Репин создавал свои живописные полотна, а Наталья Борисовна писала книги, занималась фотографией, организовывала жизнь в доме. Репин был очарован своей женой. Писал ее, лепил скульптурный профиль. А она читала ему зарубежные газеты, приобщала к помощи сиротам да обездоленным и создавала семейный уют вперемежку с громкими выходками и эпатажем перед гостями. Но оба они были людьми со сложными характерами, с оригинальными взглядами на жизнь, поэтому часто утомляли друг друга, затевали ссоры, которые обычно завершались разъездами. Вскоре Наталья поняла, что из любимой жены она стала настоящей обузой, которой он стыдится. Она оставила дома все его подарки, взяла денег на дорогу и отправилась в Швейцарию, в Локарно в больницу для малоимущих. Первые признаки чахотки у неё появились ещё в 1905 году. Репин, по воспоминаниям современников, расстался с женой без сожаления, отъезд как бы подводил черту под давно наметившимся разрывом. От денег, которые послал ей Илья Ефимович, она отказалась. В 1914 году Наталья Борисовна умерла. В "Пенатах" стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера.










На этом автопортрете они изображены на балконе-мастерской их дома в дачном поселке Куоккала. В 1899 году художник купил небольшой участок на имя Нордман. Опасаясь конфликтов с наследниками, он проявлял заботу о будущем неофициальной супруги. Факт причастности Репина к покупке сохранялся в секрете, и в окружении художника владелицей дачи считалась Нордман. Она же придумала название их общему дому — «Пенаты» (по наименованию богов-хранителей и покровителей домашнего очага в древнеримской мифологии). В 1903 году художник окончательно перебрался сюда из столицы.


Брат художника. Василий Ефимович Репин (1853–1918) стал профессиональным музыкантом, учился у Римского-Корсакова, долгие годы работал в оркестре Мариинского театра.




Вера Ильинична Репина (1872-1948) - старшая дочь художника, названная в честь матери Верой.




Портрет написан в Абрамцево в имении Саввы Ивановича Мамонтова - промышленника, предпринимателя, мецената, организатора Русской частной оперы, Абрамцевского художественного кружка. Для гостивших у него летом художников построил в имении специальный дом, где жил с семьей и Репин.


Будучи первым ребёнком в семье, девочка всегда считалась всеобщей любимицей. Крёстным отцом Веры стал близкий друг Ильи Репина, директор Публичной библиотеки в Петербурге, известный критик и искусствовед – Владимир Васильевич Стасов.


Вера проявляла разносторонние художественные интересы: занималась живописью, театральным искусством, брала уроки пения у итальянского певца Е. Жиральдони. С 1914 года с перерывами жила в "Пенатах"










Надежда Ильинична (1874-1931)-вторая дочь художника. О ее детстве ничего не известно. Двадцатилетняя Надежда была склонна к эмансипации. В тот период она обучалась на Рождественских женских курсах лекарских помощниц в Петербурге. После окончания этих курсов Надя Репина работала в земских больницах Петербурга. В начале 1910-х гг. Надя заболевает тяжелым нервным расстройством, с тех пор она постоянно проживает вместе со своим отцом в «Пенатах». Несмотря на огромные усилия со стороны Ильи Репина привлечь дочь к творчеству, Надежда замыкается в себе и практически не покидает своей комнаты.



Юрий (1877-1954) — третий ребёнок в семье Ильи Репина и Веры Алексеевны Шевцовой. Родился в Чугуеве в родительском доме художника после его возвращения из длительной поездки за границу.
Стал художником.С 1907 года жил рядом с отцом в посёлке Куоккала. После смерти отца и гибели сына вёл замкнутый, религиозный образ жизни, у него появилась склонность к мистицизму, основной темой его произведений становится тема страстей Голгофы. После Второй мировой войны жил в Хельсинки. Продолжал заниматься живописью. Писал иконы для православных храмов Финляндии, портреты на заказ. Не имел постоянного пристанища, бродяжничал. 9 августа 1954 года покончил с собой, выбросившись из окна четвертого этажа дома Армии спасения в Хельсинки.



Продолжение следует...
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: dina2304
2019-04-05 04:26 pm (UTC)
Спасибо, это замечательно! Мы пойдем во вторник и теперь во всеоружии знаний:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stroganov
2019-04-05 06:47 pm (UTC)
Молодцы. Только это пока часть знаний ))) Пишу дальше.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: warsh
2019-04-05 04:28 pm (UTC)
Вера куда симпатичнее.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stroganov
2019-04-05 06:49 pm (UTC)
Ну первая любовь все-таки. )
А у Нордман судя по всему была женская манкость.
Некрасива , но тянуло к ней. Есть такие женщины...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: warsh
2019-04-05 06:57 pm (UTC)
Наверное есть, но в картинах не чувствуется.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stroganov
2019-04-05 07:13 pm (UTC)
Ну да. Манкость она только вживую ощущается, это правда.

Вот я никогда не мог понять притягательности, например, Лили Брик. Всматривался в ее фотографии и не понимал. А ведь она притягивала мужиков как магнит . И каких, все большие люди были...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: warsh
2019-04-05 07:39 pm (UTC)
Флюиды.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: terra_ira
2019-04-05 04:33 pm (UTC)
Спасибо! Пока не была, но билет купила.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stroganov
2019-04-05 06:50 pm (UTC)
Вот, правильно. Вам понравится.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: virginian
2019-04-05 04:44 pm (UTC)
Спасибо, многие портреты вижу впервые. Не знал, что Репин вышел их самых низов. Очень интересные портреты Нордман, а Стасов просто злобный Буратино.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stroganov
2019-04-05 06:53 pm (UTC)
Да я тоже обалдел. Много нового увидел. Дальше-больше будет интересного )
А Стасов, да он такой. Как ляпнет, так ляпнет. Не стеснялся.
Поэтому и была у него репутация этакого правдолюба. Но его , конечно, заносило.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: irin_v
2019-04-05 08:49 pm (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stroganov
2019-04-06 07:48 am (UTC)
Сходите на выставку. Необычайно интересная.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: irin_v
2019-04-06 09:07 am (UTC)
Я была. Вы к тому же пост очень хороший сделали.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: retwizan
2019-04-06 08:39 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stroganov
2019-04-06 09:24 am (UTC)
Да, единственный портрет политического деятеля той эпохи , который он написал, это портрет Керенского. Я об этом напишу в следующих постах.
А в этом посте я имел в виду что он не писал портретов вождей пролетарской революции, которую не принял.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: jumeau_2009
2019-04-08 09:55 am (UTC)
Спасибо! Замечательно интересно!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stroganov
2019-04-08 10:46 am (UTC)
Выставка супер. Даже "Заседание госсовета..." привезли из Русского музея. Второй раз всего его оттуда вывозят.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: evrikab
2019-06-02 05:08 pm (UTC)
Прекрасные портреты! А то всё бурлаки да бурлаки...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stroganov
2019-06-02 06:38 pm (UTC)
Это да. Но бурлаки тоже есть ...)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: galik_123
2019-08-08 06:11 pm (UTC)
Ну вот и мы со второй попытки посетили выставку. Первый раз билеты пропали. Я под впечатлением - теперь читаю Ваши посты с удовольствием)
Как это Вам удалось фотографировать?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stroganov
2019-08-09 09:16 am (UTC)
Никак ))
Нашел в сети. В разных местах )
Лучше вас все равно не получится.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: galik_123
2019-08-09 09:41 am (UTC)
А нам совершенно не удалось в этот раз, смотрительниц полно было)
(Reply) (Parent) (Thread)