Виктор (stroganov) wrote,
Виктор
stroganov

Categories:

Изысканный Бакст.

Все смешалось ... в московских музеях.
В Третьяковке, музее русского искусства, проходит выставка английского портрета и готовится к открытию выставка картин из музеев Ватикана, в Пушкинском, музее западного искусства, открыта выставка работ русского художника Льва Бакста.
Влияние и взаимопроникновение культур разных стран - факт истории культуры. Поэтому преодоление музейных правил и ограничений, то что и демонстрируют сегодня музеи Москвы, это, на мой взгляд, хорошее начинание, позволяющее осмысленнее взглянуть на влияние культур разных стран друг на друга, на русскую культуру и наоборот.



Лев Бакст.



Лев Самойлович Бакст (1866-1924)- яркий пример такого взаимовлияния. Кто он? Русский или французский художник? Для меня он русский художник, но с французским влиянием. Википедия же лукаво обходит этот вопрос - называют Бакста Леоном, но не пишут "французский художник", а пишут просто "художник, сценограф, иллюстратор и дизайнер, работавший преимущественно в Санкт-Петербурге и Париже". Действительно Лев Бакст лучшие свои театральные работы осуществил в Париже, а вот живописные - в Санкт-Петербурге.

Выставка в ГМИИ им. Пушкина большая. Некоторые СМИ пишут, что по количеству посетителей она будет даже сравнима с выставкой Валентина Серова в Третьяковке. Я не думаю так, хотя для любителей художественного течения "Мир искусства" и театрально-декорационного искусства выставка несомненно интересна. Бакст нашел свой стиль в театрально-декорационном творчестве - сочетание эротики и вкуса, с чудесным, почти таинственным, переплетением магии орнамента и сочетаний красок. Эта его стилевая находка безумно нравилась пресыщенной зрелищами французской публике. И дягилевские балеты, наполненные скрытым эротизмом и оформленные Бакстом в своем стиле долгое время покоряли изысканную парижскую публику.

А еще Бакст был революционером в дизайне тканей. Параллельно кос­тюмам для балетов Бакст создавал и повседневные наряды для своей супруги Любови Гриценко, дочери Павла Третьякова. Вот казалось бы он уже знаменитый и уважаемый художник, соавтор великого Дягилева в постановках балетов "Русских сезонов в Париже". Вот зачем ему опускаться до какой-то прозы жизни. Но для настоящего художника нет великого и малого в искусстве. Его эскизы дизайна тканей для массового производства набивного шелка до сих пор питают идеями современных дизайнеров.





Ужин, 1902

Этот изысканный портрет написан в жанре модерна. Изображена Анна Карловна Кинд, супруга А.Н.Бенуа. В кругу друзей она носила короткое прозвище – Атя.


Автопортрет, 1893

Молодой еще Бакст изобразил себя в таком "рембрандтовском" виде намекая как бы на свои художнические амбиции. И не ошибся в своих ощущениях. Действительно добился мирового признания.


Портрет литератора Дмитрия Владимировича Философова, 1897

Дмитрий Философов был редактором журнала «Мир искусства» (1898—1904). Он был по матери двоюродным братом С.П. Дягилева.


Портрет графини М.А. Келлер, 1902

Изображена фрейлина Императрицы, графиня Мария Александровна Келлер ( урожденная княжна Шаховская) в своем имении Сенницы неподалеку от Зарайска. Муж ее, генерал-лейтенант граф Федор Эдуардович Келлер, до 1917 г. был очень известен и почитаем в России. Герой нескольких войн.


Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету «Клеопатра» («Египетские ночи»), 1909



Эскиз костюмов двух беотиек к балету «Нарцисс», 1911











Tags: Бакст, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Дягилев, Мир искусста, выставка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments