Виктор (stroganov) wrote,
Виктор
stroganov

Category:

Последний большой стиль. Музей Ар Деко в Москве.

Оказывается в Москве уже больше года работает музей Ар Деко. Мне нравится этот художественный стиль и конечно же я сразу поехал знакомиться с музеем. Расположился он в здании бывшего Императорского монетного двора на Лужнецкой набережной.




Очень любопытно было посмотреть, что же там в экспозиции есть. Ведь стиль Ар Деко нашел отражение в стольких разных приложениях - архитектуре, дизайне мебели, промышленных товарах, декоративно-прикладном искусстве - что мне было непонятно, как же все это изобилие представлено в музее. К слову сказать в Москве, в сталинской архитектуре, много от стиля Ар Деко. Ну а станция метро "Маяковская" так она вообще эталон стиля. Советские искусствоведы почему-то избегали термина Ар Деко и называли это "сталинской неоклассикой".

Итак, музей. Оказалось, что он представляет Ар Деко только в декоративно-прикладном искусстве. Да и то в очень узком направлении - кабинетной скульптуре. Почти вся экспозиция - авторские кабинетные статуэтки скульптурного гения Ар Деко румынского француза Деметера Чипаруса. Странно, но в сети нет фотографий Чипаруса. С трудом нашлась только вот эта, плохого качества фотография:



Деметер Чипарус (рум. Dumitru Chipăruș, 1886-1947)


Как выяснилось в музее самая большая в мире коллекция работ Чипаруса. Есть работы и других мастеров кабинетной скульптуры, тоже известных любителям стиля - Фердинанда Прайсса, Бруно Зака, Поля Филиппа, Отто Пёрцля. Есть немного и других интерьерных изделий - зеркал, светильников, столиков. Но все-таки основная часть экспозиции это авторские статуэтки Деметера Чипаруса. Московский предприниматель Мкртич Окроян собрал эту уникальную коллекцию и организовал на ее основе музей.

Ар Деко появился после Первой мировой войны и сформировал новый послевоенный образ жизни и образ поведения. Высшее европейское общество ощутило быстротечность жизни. Возникла потребность нового стиля, отвечающего послевоенной энергетике и быстрой технитизации общества. Автомобили, аэропланы, радио, другие достижения технического прогресса требовали и нового стилевого выражения. Изящество и изысканность довоенного стиля модерн (Ар Нуво) уже казались обществу старомодными. Датой рождения стиля Ар Деко считается 1925 год, когда в Париже прошла первая грандиозная Международная выставка современных декоративных искусств и промышленных изделий.



Плакат первой выставки.


Там и были представлены первые изделия, исполненные в новом стиле, одновременно декоративном и функциональном, соединявшим роскошь и элегантность.

Деметер Чипарус большую часть жизни жил и работал в Париже. Его авторские статуэтки выполнены в хрисоэлефантинной технике из позолоченной и посеребренной бронзы c элементами резной и характерно "затушеванной" (коричневый окрас) слоновой кости. Подставки обычно из оникса или мрамора. Эти скульптуры делались небольшими тиражами бронзолитейным заводом Edmond Etling et Cie и мастерскими Les Neveux de J. Lehmann, постоянно сотрудничавшими с Чипарусом. Вдохновлялся же Деметер красивыми телами лучших танцовщиц Фоли Бержер и балерин Общества русского балета под руководством Дягилева. Эти изящные стильные вещицы служили украшением самых изысканных домов европейской и американской буржуазии и были недешевы уже тогда. Продавались в лучших арт-центрах Парижа, Лондона, Берлина и Нью-Йорка. В настоящее время на аукционах цена одной авторской скульптуры Чипаруса достигает сотен тысяч евро.

Вот с этой скульптурной группы началась коллекция Орояна в начале 90-х годов.



Д. Чипарус, Русский балет, 20-е годы


Еще несколько предметов из экспозиции музея:













Невозможно в кратком посте опубликовать все картинки этих изящных вещичек. Надо идти и смотреть.
Tags: Ар Деко, Чипарус, музей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments