Виктор (stroganov) wrote,
Виктор
stroganov

Category:

Нас возвышающий ..."романтический реализм".

"Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман...".
Эти строки великого поэта вспомнил я, когда бродил по выставке "Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945 гг.", проходящей сейчас в Манеже.



И я кажется понял, почему организаторы выставки отказались от традиционного идеологизированного определения "соцреализм" для этой выставки. Мне кажется, понятие "соцреализм" за последние 25 лет оболгано настолько, что в народном сознании носит уже отрицательную коннотацию. И организаторы выставки, чтобы уйти от априорного критического настроя посетителей, вызванного этим термином, чтобы зрители смотрели на эту живопись неидеологизированным взглядом, а взглядом зрителя, умудренного опытом прошедшего времени и событий, происшедших с нами и со страной, дали выставке вот такое нейтральное название -"романтический реализм". Как по мне, так оно точнее характеризует увиденное - романтизация советского образа жизни, романтизация труда, спорта, романтизация образов вождей того периода...
А ведь когда-то эти картины (многие из них) воспринимались и мною с небрежением и досадой - ну вот опять эти радостные пионеры, добрые вожди, счастливые колхозники, устремленные к победам спортсмены. Как же достало все это. Но вот прошли годы, и сегодня я уже смотрю на эти картины совершенно другими глазами, с интересом, они меня совсем не раздражают. Сегодня мне интересно их рассматривать, узнавать полузабытых вождей и героев того времени, проникаться ритмами и пульсом жизни моей страны в то время, восхищаться качеством живописи и мастерством. Исаак Бродский, Кузьма Петров-Водкин, Александр Дейнека, Василий Сварог, Александр Лабас, Александр Самохвалов, Игорь Грабарь, Петр Кончаловский, Александр Лактионов и еще ряд художников создали это романтическое чудо - советскую предвоенную живопись - жизнеутверждающую, излучающую силу и задор молодости. Я ушел с выставки, получив массу положительных эмоций, а также заряд бодрости и оптимизма. Вот тогда и вспомнил высказывание поэта: "Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман...". Оказывается Пушкин первый дал определение этому жанру - романтический реализм...))




Встречает зрителей масштабное полотно Исаака Бродского.


Исаак Бродский, "Торжественное открытие II-го Конгресса Коминтерна во дворце Урицкого в Ленинграде", 1924


Конгресс проходил в 1920 году. В 1918 году Таврический дворец был переименован во дворец Урицкого, поэтому в названии картины он так и присутствует. А завершено полотно было в 1924 году. К этому времени Петроград уже переименовали в Ленинград. Поэтому в названии картины мы читаем про Ленинград. Такие вот любопытные исторические факты выявляются при более глубоком прочтении названия картины. Бродский работал 4 года.На полотне разместил порядка 600 фигур, из них портретно изображено 225 деятелей Коминтерна и партии большевиков. Со временем многие из них стали "врагами народа" и полотно было надолго спрятано в спецхран. Да и сейчас его редко выставляют. Поэтому рассматривать и узнавать исторических персонажей, изображенных Бродским, мне было чрезвычайно интересно. Бродский и себя изобразил в гуще делегатов.



В центре сам Бродский, справа стоит и косится на зрителя Дзержинский, слева в верхнем углу смотрит на зрителя Сталин.



Сталин пока еще не "вождь мирового пролетариата"


Глядя на это полотно возникает параллель с репинским «Заседанием Государственного Совета». Оно и понятно, ведь Репин - учитель Бродского. Кстати, когда Репин увидел репродукцию картины, присланную учеником, то назвал Бродского Рафаэлем нашего времени...)) Ну старик погорячился, конечно, но то что картина необычная и мастерски сделанная и по композиции и по живописному мастерству, да и по историческому содержанию, это несомненно. Полотно к себе притягивает. Его хочется смотреть и рассматривать. Около него все время толпятся зрители.

На выставке несколько работ Бродского. Вот еще одна, впечатляющая.



Исаак Бродский, "К.Е. Ворошилов на лыжной прогулке", 1937.



Фрагмент.


Рассматривая этот портрет понимаешь его необычность. А она в том, что один из вождей советской страны изображен в обыденном виде, не в парадной форме, не на коне с шашкой, а обычным человеком на лыжной прогулке. А ведь на дворе 37 год, Ворошилов нарком обороны, один из первых маршалов Советского Союза, верный друг и соратник Сталина, "любимец" масс. О нем слагают оды и песни. Он почти небожитель. А оказывается, говорит нам этим портретом Бродский, он почти такой же как и мы все. Вот он, простой советский вождь тов. Ворошилов, как и любой простой советский гражданин, занимается таким же спортом, как и многие другие простые советские граждане, ходит в обычной простой спортивной одежде по лесу на лыжах и даже простому советскому человеку его можно встретить в лесу вот так запросто...)) Композиционно и живописно портрет написан очень здорово. Тщательно выписан зимний пейзаж в левой части картины. Если мысленно вырезать этот кусок и сделать его отдельной картиной, то она вполне могла бы конкурировать с мастерами Возрождения по качеству живописи.

А вот еще художник, воспеватель вождей, Василий Сварог. На самом деле его настоящая фамилия Корочкин. Но, учась в конце 19 века в училище рисования Штиглица в Петербурге, он придумал себе псевдоним Сварог. После революции Василий Сварог полностью принимает новую власть и его живопись приобретает исключительно политическую направленность.



Василий Сварог,"Доклад И.В. Сталина на Чрезвычайном VIII съезде Советов о проекте Конституции СССР", 1938.



Василий Сварог, "И.В.Сталин и члены Политбюро ЦК ВКП(б) среди детей в Центральном парке культуры и отдыха имени М.Горького в Москве",1939.



Константин Вялов, "И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов на крейсере "Червона Украина"", 1933



Александр Самохвалов, "С.М.Киров принимает парад физкультурников", 1935



Фрагмент.


Вот еще стена с вождями. Слева-направо - Ефанов "И.В.Сталин, В.М.Молотов, К.Е.Ворошилов у постели больного А.М.Горького", Кардовский "Заседание СНК под председательством В.И. Ленина" и Бродский "У гроба вождя":




А вот еще любопытная для рассматривания картина Василия Ефанова, лауреата 5-ти (пяти!!) сталинских премий:


Василий Ефанов, "Встреча слушателей Военно-Воздушной академии им. Н. Е. Жуковского с артистами театра им. К. С. Станиславского", 1938



Фрагмент.


Событие, послужившее сюжетом для картины, произошло 22 декабря 1935 года на квартире Станиславского в Леонтьевском переулке. Среди гостей, слева от Станиславского Герой Советского Союза Н. П. Каманин, солисты балета М. И. Шарова и П. И. Макеев. Направо от Станиславского — старший лейтенант А. Н. Полосухин, народная артистка РСФСР М. Л. Мельтцер, заслуженный артист РСФСР М. Н Жуков и актриса театра Л. Т. Васильева. Напротив великого актера—народная артистка РСФСР М. С. Гольдина. Седовласая женщина в кресле на первом плане — 3. С. Соколова, сестра К. С. Станиславского.



Петр Мальцев, "Встреча героического экипажа", 1938


А вот хрестоматийный Александр Дейнека. Но все равно, хоть и хрестоматийный и многажды раз виденный, но каждый раз разглядывая его работы, восхищаешься мастерством и умением художника зажечь зрителя энергетикой своих картин:



Александр Дейнека, "Стахановцы. Эскиз мозаики", 1938



Александр Дейнека, "Оборона Севастополя",1942.

Одна из самых мощных по воздействию на зрителя работ мастера. Дейнека не стал изображать документально батальную сцену, а изобразил символическую схватку двух непримиримых сил - жизни и смерти, светлых сынов народа и темно-серых вражеских полчищ. Богатырские фигуры советских моряков в нарочито белоснежных робах против надвигающейся темно-серой, почти безликой массы захватчиков. Сюжетную динамику и напряженность картины дополняет и расширяет пейзажный фон. Сумрачная синева моря, освещенные призрачным светом руины домов, плиты набережной, красно-черное от зловещего пламени и дыма небо - все оттеняет накал смертельной рукопашной схватки. Стоя около картины прямо ощущаешь гарь пожара и напряжение схватки.




Александр Дейнека, "Раздолье", 1944

Светлая, настроенческая картина. Близится конец войны. И это отражается в настроении художника. Радостная, полная праздничной яркости картина, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю.



Александр Дейнека, "Эстафета", 1947

А это послевоенное полотно. Сюжет для работы художник увидел рядом со своим домом на ул. Чайковского (ныне Новинский бульвар). В первомай 1947 года там проходила праздничная эстафета. Художник и изобразил ее на полотне. И себя изобразил на картине, стоит крайний справа в толпе зрителей.

Картины Александра Лактионова хочется рассматривать и рассматривать. Знаменитое полотно "Письмо с фронта" постоянно собирает зрителей.



Александр Лактионов, "Письмо с фронта", 1947

«Письмо с фронта» принесло художнику всесоюзную известность. В нем нет неестественного позирования и ненужной патетики. Такая сценка на залитом солнцем крыльце могла быть увидена в каждом доме, куда пришло фронтовое письмо. Полотно, написанное по еще свежим воспоминаниям о войне, очень тронуло сердца советских людей. Да и сейчас смотришь на него с комком в горле.



Александр Лактионов, "Герой Советского Союза капитан М.В. Юдин в гостях у танкистов",1938

Редко репродуцируемая работа Лактионова. Кстати, дипломная выпускная Ленинградской Академии художеств, мастерская И. Бродского. Уже видно мастерство молодого 28-летнего художника.Ну и про капитана Юдина. Родился 5 августа 1912 года. Из крестьян. Тракторист. В РККА с 1934. Участник гражданской войны в Испании. Один из первых Героев Советского Союза (медаль № 37). В годы Великой Отечественной войны - майор, командир 2-го танкового батальона 63 танковой бригады. Погиб 12 марта 1942 года в бою в районе села Покровское Ростовской области.



Самуил Адливанкин, "Герои у нас (Ударник)", 1930



Василий Купцов, "Дирижабль", 1932-1933



Александр Лабас, "Первый советский дирижабль", 1931



Петр Кончаловский, "А.Н.Толстой у меня в гостях", 1940-1941



Петр Кончаловский, "Утро испанских пионеров в летнем лагере", 1939



Мартирос Сарьян, "Плоды и овощи", 1942



Николай Карахан, "Первая окучка", 1934



Юрий Пименов, "Женщина в гамаке", 1934


Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

Recent Posts from This Journal