?

Log in

No account? Create an account
Виктор [entries|archive|friends|userinfo]
Виктор

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Путешествие по Смоленщине. Рассказ четвертый. Талашкино-Фленово. [Jul. 29th, 2015|04:49 pm]
Виктор
[Tags|, , , ]

Первый рассказ О месте где остановились
Второй рассказ О мемориале Катынь
Третий рассказ О Смоленске

Когда мы собрались путешествовать по Смоленщине, то, конечно, Талашкино было одним из главных пунктов, планируемых для посещения. Серебряный век русской культуры всегда интересовал нас. Мы частенько бываем в подмосковном Абрамцеве, где все это "варилось" и где работали выдающиеся мастера того времени - Репин, Антокольский, В. М. Васнецов, Серов, Врубель, Нестеров, Коровин... Ну и побывать в Смоленске и не заехать а Талашкино, смоленский аналог Абрамцево, у нас вопроса такого не стояло...).



Памятник Марии Клавдиевне Тенишевой. 2008


Талашкино однозначно ассоциируется с именем княгини Марии Клавдиевны Тенишевой, владелицей имения. Тенишева выдающийся русский меценат - основательница художественной студии в Петербурге, рисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске, ремесленного училища в Бежице, художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино. При жизни Тенишеву знала вся Россия и Европа, а затем почти на 100 лет о ней забыли.




Надо сразу оговориться, что когда мы говорим Талашкино, то на самом деле имеем в виду Фленово, где все и происходило на самом деле. Хутор Фленово, находится в двух километрах от Талашкино. Княгиня прикупила его специально для своей деятельности. Фленово - живописное место на берегу озера, с березками и холмом, на котором Тенишева потом построила необычный Храм.



Церковь Святого Духа


Родилась Мария в Петербурге 20 мая 1858 года. Тайной остается происхождение княгини - отца своего она не знала (по ходившим тогда слухам она была внебрачной дочерью императора Александра II). В 16 лет, в поисках независимости, вышла замуж, но быстро разочаровалась в семейной жизни, рассталась с мужем и забрав маленькую дочь, отправилась в Париж учиться вокалу. Мария Клавдиевна была талантливой женщиной и обладала редкостной харизмой. В нее с первого раза влюблялись окружающие мужчины, а художники, видя ее, тянулись к кисти.


Илья Репин. Портрет М.К.Тенишевой. 1896
(Этот портрет самой Тенишевой почему-то совсем не понравился, а ее муж, князь Тенишев, вообще был возмущён )


Вернувшись из-за границы, Мария Клавдиевна по приглашению подруги, княгини Святополк-Четвертинской, приехала погостить в её родовом имении Талашкино. И эти места сильно запали ей в душу. В 1892 году Мария вышла замуж за князя Вячеслава Николаевича Тенишева (1843-1903), крупного российского промышленника.


Леон Бонна. Портрет князя В.Н.Тенишева, 1896


Тенишев был незаурядным человеком - этнограф, археолог, социолог, присяжный поверенный, основатель Тенишевского реального училища в Санкт-Петербурге, имел орден Почётного легиона и был к тому же талантливым виолончелистом и даже одно время возглавлял петербургское отделение Русского музыкального общества. В 1893 году Вячеслав Николаевич выкупил у Святополк-Четвертинской имение Талашкино и подарил его жене ко дню рождения. Управление делами имением было оставлено в руках бывшей хозяйки. Наконец Мария могла начать заниматься тем, к чему лежала душа - музыкой, живописью, эмалевым делом, коллекционированием, организацией художественно-промышленных мастерских. Тенишева и Святополк-Четвертинская воплотили в усадьбе образцовое земледельческое хозяйство, открыли школу для крестьянских детей, создали театр, организовали балалаечный оркестр. Сюда стали приезжать и работать известные люди того времени: Врубель, Репин, Рерих, Прахов и многие другие. В талашкинских художественных мастерских формировался т.н. русский стиль. Сегодня от тогдашнего Талашкина ничего не осталось, кроме парка. Все что осталось это во Флёнове - Теремок, чудесная экспозиция в нем, необычная церковь и великолепные виды...


Теремок.


Теремок -одна из интереснейших достопримечательностей, бревенчатая постройка на высоком кирпичном подклете-основании, 1901 года, по проекту Сергея Малютина. Главный фасад Теремка богато декорирован резной стилизацией под народное искусство.





Рядом на холме была возведена церковь Святого Духа. Проект церкви - результат совместного творчества С.В. Малютина, И.Ф. Барщевского и княгини Тенишевой. Над росписью и мозаикой церкви трудился Николай Константинович Рерих. Строительство началось в 1902 году, но было приостановлено в 1905 во время революционных событий. И больше не возобновлялось.



Рерих работал над росписями церкви с 1908 по 1914 год. Церкви Святого Духа так и не суждено было обрести ту судьбу, которую ему готовила княгиня. Она мечтала создать памятник, сочетающий в себе различные иконографические представления и конфессии. Рерих разделял ее взгляды и пытался привнести новизну в иконографию храма.


Внутренняя роспись церкви. Фотография 1914 года.


Но художник нарушил каноны православной церкви и поэтому церковь так и не была освящена. Росписи не сохранились до наших дней, в советское время в церкви было зернохранилище. За прошедшие годы утратились также обливная черепица кровли, позолоченный крест и покрытый эмалью барабан.Зато удивительным образом сохранилась до наших дней смальтовая мозаика Рериха "Спас Нерукотворный" над порталом церкви.


Н.К.Рерих. Мозаика "Спас Нерукотворный с предстоящими ангелами"


В 1903 году в церковной усыпальнице был похоронен князь В.Н.Тенишев. Гроб сохранялся до 1917 года, а затем был вынесен местными жителями, разломан, тело перенесено на сельское кладбище на территории березовой рощи. На сегодня могила князя утеряна,но установлен памятный крест рядом с церковью.


Памятный крест.


В 1919 году Тенишева вместе с Святополк-Четвертинской, горничной Лизой и близким другом и помощником В.А. Лидиным покинула Россию навсегда. Написанные в эмиграции и опубликованные в Париже после её смерти воспоминания княгини Тенишевой "Впечатления моей жизни. Воспоминания" охватывают период с конца 1860-х до новогодней ночи 1917 года.
Тенишева скончалась 14 апреля 1928 года в парижском пригороде Сен-Клу. В некрологе, посвящённом Марии Клавдиевне, И.Я. Билибин писал: «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много».
Судьба творческого наследия Тенишевой трагична. В России находятся только пять ее эмальерных произведений. Все остальное разбросано по частным коллекциям и музеям мира.

Во Фленове приятно и просто погулять: вокруг красиво, интересно, спокойно. Рядом большое озеро, чудесная роща.



LinkReply

Comments:
(Deleted comment)
[User Picture]From: stroganov
2015-07-29 02:45 pm (UTC)
Нащод жемчуга...))
Мария в воспоминаниях пишет, что Репин замучал ее пиша портрет и настоял на жемчуге, а сама Мария очень не хотела жемчуга...)))
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)